Исторически М.и Ж.вода (блин, пишу и втыкаю: буквы как на разметке сортиров. Это надо учесть при расширении контекста) отражает архаические (матриархатные), доклассовые представления об отношениях человека со смертью, душами мертвых и кровью. Если умерший предок вселяется в тотемное животное, то верно и другое: любое обращение в животное обозначает смерть. Вымазаться кровью животного, надеть его только что снятую шкуру, выпить его крови (съесть печень) = превратиться в зверя, прописаться в пространстве смерти, инициироваться. Это свойство не только мертвых, но и богов (=бессметных). Оборотничество - это форма прописки в стране мертвых. Все архаические боги - оборотни (Зевс в орла и быка, Аполлон в ворона, куча змей, коров и козлов, каждый пантеон исходит из особенностей местной фауны). Мировой корпус преданий о вампирах говорит о двух видах крови, которыми инициируют новобранца: одна кровь его уподобляет вампиру, то есть мертвому, другая дает "новую" жизнь.
Кровь, как верно замечено в иудейских текстах, обратима в вино. К этому я вернусь позже.
Социализация мертвых в их "царстве" в древних патриархальных представлениях минует стадию зооморфизма (переход хорошо виден в Египте) и вместо крови обращается к воде. Мертвая вода - это "пища" умершего, что видно начиная с омовения трупов кончая мифами о загробном угощении.
Мать Ахилла погружала младенца в воды Стикса (живые не могут пересечь эту реку, ее вода убивает человеческую природу. Ахилл - полубог, и его мать желала уничтожить его смертную часть, дав сыну бессмертие). Этот сюжет присутствует в разных культурах - омовение Зигфрида в чане(запомнить варку в котлах, это продолжение темы) и прилипший банный лист. Это "неомытое" место - смертное, как и ахиллесова пята. Любая вода, дающее бессмертие через неуязвимость - мертвая. Если герой преодолевает преграду такой воды, значит в нем есть внечеловеческая природа. Иван-дурак русских сказок точно такой же.
Инфери у Роулинг живут в мертвой воде вокруг острова. Выпивание там воды Дамблдором окончательно его губит (сюжетная движуха не важна). А вот Волдеморт, прописанный в пространстве смерти и избавившийся от "смертной" природы очевидно может манипулировать такой водой без ущерба. Мифологически он - сильней.
Все, что было хорошим при матриархате, делается неприемлемым и плохим при патриархате. В первую очередь это касается магии и форм бессмертия.
И, наконец, переходим к водке!
Поминание умершего водкой – прямой аналог Мертвой воды. На свадьбах положено Вино (красное и шампанское:-) Это аналог Живой воды. Когда отвергнутый жених на свадьбе друга напивается водкой "с горя" - мифологические корни такого поведения очевидны: забыться, убить человеческие чувства и "умереть" для этого ненавистного праздника жизни. Всевозможные напитки забвения - это Мертвая вода. В трансформации Инициации (породниться с миром смерти) до эмотивного практицизма виден общий механизм культуры: когда нечто лишается священного табуированного ореола, оно становится игрой в пьяницу и разбредается по поп-культуре в качестве боевиков категории B.
Живая вода прописывает человека среди ему подобных (или, в поздних трактовках, социализирует в «раю». Прототип – нектар и амброзия). Таблица хогвартского зельеварения использует этот принцип. Если в составе есть спиртовой экстракт (что-то на водке) – то там присутствует мертвая вода. Это всевозможные Напитки Живой Смерти, галлюциногены, средства от сна и проч. Известно, что Мервые не делают четырех вещей: не спят, не едят, не смеются, и не видят живых (надо маркировать мишень). Если есть вино или шампанское – то присутствует вода жизни (Самый яркий пример – Феликс Фелицитас). Превращение воды в вино – создание живой воды. Часто обе жидкости присутствуют одновременно. Это означает билет в оба конца: сходил – увидел(испытал, сделал, познал, получил) – вернулся.
Христианская мифология продолжает эту тему без каких-либо существенных изменений, Тайная Вечеря – причастие – прямо апеллирует к крови и вину, вино используется и в значении «мертвой воды» и в значении «живой». Ритуалы окропления умирающего (елеосвещение), окропление для получение Даров Св. Духа (миропомазание), собственно евхаристия (поедание крови и плоти бога) и окропление неофита (крещение) – все это несет двойственный живо-мертвый смысл. Уничтожить жизнь тленную – и затеплить нетленную.
Соединиение мертвой/живой воды со священным экстазом, безумием, восприятием голосов потустороннего мира - очень древний шаманский мотив, окончательно воплощенный культурой в Дионисе. Чаша безумия - это чаша временной смерти, открывающего человека для незримого мира. Он видит тамошних обитателей, и сам делается видимым для них. Поэтому он может проводить в плотный мир их волю (божество входит в человека). Усаженный героином рок-пророк - тот же мотив, только мертвая вода пускается по вене.
Карта Таро "Мера" (№ 14) показывает Солнечного Гения, который переливает в сообщающихся сосудах живую и мертвую воду.
http://sitemaria.narod.ru/fotogal/arkan/14.jpg
Тот же сюжет присутствует в карте "Звезда" (№17)
http://s51.radikal.ru/i133/1106/59/639dcf1179ad.jpg
Объединенный принцип представлен в знаке Водолея
Химически (в кухонной алхимии) мертвая вода кислотная, живая щелочная. Обе применяются в народной медицине.
http://www.o8ode.ru/article/answer/organizm/
http://vitalong.tiu.ru/p60620-pribor-dlya-prigotovleniya.html
http://shriyantra2007.narod.ru/lib/001.htm
В некоторых сказках и мифах герой при омовении «мертвой водой» погружается в огненную реку. Адские реки в некоторых представлениях полны жидкого огня. В данном абзаце это следует объединить с серной кислотой. «Огненная вода» - это вода кислотная. Хотя аналог с водкой тоже верный.
Живая и Мертвая вода – это действительно одна и та же Вода. Точно так же, как Черный Человек и Ангел-Хранитель – это мы сами, тут происходит символическое раздвоение единства и разведение его по две стороны от нейтральной середины. Единое пространство смерти разделяется на ад и рай (страну мертвых и страну блаженных), каждое из них для признания человека «своим» и для передачи ему своих свойств использует определенный тип воды (пищи). Подлинной парой противоположностей является Волшебная Вода и обычная, которую пьют непосвященные из крана.
ДИОНИС и его чаша инициаций.